Храм в честь Казанской иконы Божией Матери р.п.Новая Майна - "Дорога к храму"
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

Все объявления
Православная библиотека

"Дорога к храму"

  

Выполнил  Тимирзин Владимир

ученик 8 Б класса МКОУ СОШ  №2

р.п. Новая Майна Мелекесского района.

Руководители Савдерова Н.И.,

педагог-организатор МСНО,

Нефёдова Т.Н., педагог МСНО ДДТ.

 

Апрель 2012 года

 

Содержание.

1.Введение.

2.Церковно-школьное дело 19 века.

3.Церковно-приходские школы  в Новой Майне и в Новом Мелекессе.

4. Архимандрит родом из Новой Майны.

5.Возрождение храмов.

6. Заключение.

 

 

 

В настоящее время городские и сельские дети получают образование в средних общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях. Это образование не связано с религией. Из курса школы мне известно, что до революции 1917 года народное образование, особенно на селе, было связано с церковью.

В нашем музее МСНО представлены экспонаты, имеющие отношение к организации церковно-приходских школ. Мне захотелось подробнее узнать, как возникли эти школы. Какая  роль отводилась церкви в работе этих школ. Кто были учителями? И как сложилась судьба священников после издания закона об отделении церкви от государства? Какую роль играет церковь в воспитании молодёжи  на современном этапе?

Большая поисковая работа помогла ответить мне на эти вопросы. Это поиск информации в интернете, встречи со старожилами посёлка А.А. Кохно, Т.Ф. Конюховой, А.И. Мамаевым. Очень помогла видеозапись беседы Иванушкиной Л.Н. и Нефёдовой Т. Н. с Анной Александровной Кохно, основателем Музея поселения (оператор Кун В.З., 2001год).

 

2. Церковно-школьное дело в 19 веке.

Работая над историей села, мы выяснили, что в конце 19 в. и в первой половине 20 в. на территории посёлка располагались два села: Новый Мелекесс, где проживало чувашское население и Новая Майна с русским населением.

До 1860 года эти два села входили  в состав Ставропольского уезда Симбирской губернии.

Самое первое письменное документальное упоминание об открытии школы я обнаружил в работе Леонида Валентиновича Единовича «История образования в Самарском крае», где сообщалось: «1845 год. Открыты приказные школы в удельных школах Симбирской губернии: Сызранский уезд - ….., Ставропольский уезд — Старая  Бинарадка  Пискальского приказа, ….., Новая Майна Верхнемелекесского приказа».

С 1864 г. по 1884 годы дело народного образования находилось исключительно в ведении Министерства Народного просвещения.

Но вследствие утверждённого 26 января 1882 года Положения Комитета Министров в октябре 1882 года при Святейшем Синоде была образована под председательством Синодального члена (архиепископа Леонтия) комиссия из членов Духовного Ведомства и Министерства Народного просвещения.

Эта комиссия разработала, а царь утвердил 13 июня 1884 года «Правило о церковно-приходских школах». Заведование церковными школами было предоставлено духовенству. (Царская школа. Начало. Воспитание).

До революции существовала простая организация церковно-школьного дела:

1. Приход православный. Во главе стоит приходский священник и попечительство из лучших людей прихода. Священник — руководитель сельской церковно-приходской школы и деревенских школ грамоты и ответственное лицо за правильное и вполне в православном духе ведение начального обучения в приходе.

2. Уезд. Уездное Отделение Епархиального Училищного Совета и Уездный наблюдатель — священник  стоит во главе православно-церковного просвещения в уезде. Их главная забота — школы грамоты, порученные их специальному надзору и попечению.

3. Епархия. Православный Епископ и состоящий при нём Епархиальный Училищный Совет и Епархиальный  наблюдатель школ стоят во главе церковно-школьного дела в губернии или епархии. Их главная забота — устройство церковно-приходских школ, библиотек, читален, воскресных и праздничных чтений в школах и развитие правильного церковного пения.

4. Святейший Синод и состоящий при нём Училищный Совет ведают все школы империи. Преимущественное внимание Училищного Совета при святейшем Синоде обращено на программы учебных предметов для церковных школ и школ учительских для приготовления учителей и на образцовые школы при Духовных Семинариях женских Епархиальных училищах, а главное — на изыскание денежных средств и на правильное распределение их по епархиям.

Этот текст об организации представляет собой служебный документ. (23 апреля 1895 года Училищный при Святейшем Синоде Совет рассмотрел вопрос об образовании и направил на государственный совет, документ подписал Обер-Прокурор К.П. Победоносцев).

Таким образом, во второй половине 19 века — начале 20 века народное просвещение осуществлялась в двух направлениях: церковно-приходские школы и школы грамотности, которыми управляло духовенство и земские школы (возникли после реформы самоуправления в 1860 году.). По воспоминаниям старейшего жителя посёлка, бывшего директора Музея поселения А.А. Кохно в конце 19 века в здании Музея располагалась земская (деревянная школа), на базе которой впоследствии образована начальная школа.

 

3. Церковно-приходские школы

в Новой Майне и в Новом Мелекессе.

С 1860 года Новая Майна и Новый Мелекесс входили в состав Ставропольского уезда Самарской губернии. В 1896 году в уезде было 53 земские школы, 33 церковно-приходских, 57 школ грамотности. По данным всероссийской переписи 1897 года грамотных в уезде было всего 14,2 %. По сравнению с земскими церковно-приходские на несколько порядков ниже. Большую часть учебного времени в них уделялось закону Божьему, церковно- славянскому чтению и церковному пению. Учителями в них были священники, дьячки, псаломщики. Оценивая качество обучения, «Самарская газета» в 1890 году писала: «Обучение детей этими учителями вредно в том отношении, что вбивают в детские головы разные суеверия и предрассудки...... Они деморализуют учеников своим непристойным поведением, бранью, побоями».

Население принуждалось к денежным поборам на нужды школ. За учебники и учебные пособия с родителей взыскивалась плата, тогда как в земских школах они предоставлялись бесплатно.

Кроме церковно-приходских школ в конце 19 века стали создаваться школы грамотности. Согласно «Правилам о школах грамотности (1981 год)» школьная сеть церковного ведомства значительно пополнилась за счёт, так называемых «крестьянских школ» и «Домашних школ грамотности». Это были одногодичные учебные заведения. Из архивных данных, полученных из интернета («Самарская губерния: день за днём 1891-1895. Хроника событий») известно, что «с. Новый Мелекесс Николаевская церковь. Однопрестольная, здание и колокольня деревянные,  построена в 1860 году на средства прихожан, в 1870 году построена новая каменная церковь с каменной колокольней». ф.32 оп.16дд 17, 27, 44, 564 оп. 29дд. 122, 142, 234 1860-1879 гг. Местонахождение этой церкви не известно. Возможно, это место бывшего магазина «Ёлочка».

По воспоминаниям матери А.А. Кохно известно, что в селе Новая Майна в 1837 году построена и в 1942 году освящена деревянная церковь. Местонахождение этой церкви тоже не известно. Возможно, эта церковь стояла на месте той церкви, строительство  которой  было начато примерно в 1900 году.

По воспоминаниям матери Кохно А.А., самая старая школа была на берегу реки Малый Авраль в районе бывшего магазина «Ёлочка». В настоящее время рядом с бывшим магазином «Ёлочка» находится 2 старинных кирпичных здания (бывшая больница, ныне пекарня и жилой дом).

Рисунок 1.


Архивные данные, полученные по интернету свидетельствуют: «в селе Новая Майна Ставропольского уезда открыта смешанная церковно-приходская школа» (га со.ф. 32. оп. 16. д . 194. Л.  115 об.)

Возможно, смешанная церковно-приходская школа в Новой Майне была открыта в церкви, построенной в 1837 году и освященной в 1842 году или в церкви, строительство которой было начато примерно в 1900 году.

Нам трудно судить о качестве образования в церковно-приходских школах села Новый Мелекесс и Новая Майна. Думаем, что в разные годы оно было разным и зависело от священника. Имена некоторых из них нам удалось узнать.

В начале 20 века священником в селе Новая Майна был политически «подкованный» Д.А. Касаткин. 20 октября 1905 года он прочитал крестьянам Манифест императора Николая II. «Вот Манифест,- сказал он, обращаясь к слушателям, - обагрённый кровью ваших братьев. Если не эта кровь ты мы не получили бы этого манифеста». Газета кадетов «Симбирские вести» писала в 1906 году, что в селе Новая Майна отстранён от места с запрещением священнослужения и удалением в Никольский монастырь, священник Д.А. Касаткин: «За политическую пропаганду среди крестьян, устройство нелегального союза, а также за ересь, отрицание божеского естества».

О другом учителе, впоследствии священнике, известно достаточно много. Яштайкин Иаков Константинович родился 12 октября 1883 года в деревне Шумшевашах Курмышского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. Учился в Красночетайской второклассной церковно-приходской школе и окончил её 4 июля 1902 года.

В Самаре окончил пастырские курсы, после чего в сентябре 1902 года поступил на должность учителя церковной школы села Чувашский Сускан Ставропольского уезда Самарской губернии (сегодня Мелекесский район).

26 мая 1905 года выдержал полный экзамен на звание учителя начальных школ при Казанской Учительской Семинарии.

30 сентября 1908 года из Чувашского Сускана Иаков Константинович поступил на должность штатного псаломщика — учителя в село Новую Майну 2 округа Ставропольского уезда Самарской губернии.

Одновременно с 1 октября 1908 года по 1 сентября 1913 года он состоял учителем Ново-Мелекесской церковно-приходской школы Ново-Майнского прихода.

В честь 25 летнего юбилея церковных школ как один из лучших учителей 30 сентября 1910 года награждён серебряной медалью на двойной ленте — Александровской и Владимирской.

В этом же 1910 году за устройство церковного хора из учеников Ново-Майнской земской школы получил благодарность и денежную награду 25 рублей.

30 января 1912 года за усердие и за плодотворную деятельность в Ново-Мелекесской церковно-приходской школе Иакову Константиновичу преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты.

13 мая 1912 года у Иакова Константиновича и его жены Ольги Максимовны родился сын Александр, а 17 апреля 1914 года дочь Антонина.

28 октября 1814 года за преподавание пения Ново-Майнской земской  школе от Ставропольской Уездной Земской управы им получена благодарность и денежная награда в 10 рублей.

С большой уверенностью  можно предположить, что священники Д.И. Касаткин и И.К. Яштайкин служили в церкви, строительство которой было начато примерно в 1900 году на месте бывшего правления совхоза «Черемшанский», магазина «Ромашка».

В строительство этой церкви много средств вложил Лепёшкин ...... Ильич. По выражению А.А. Кохно, он «замаливал грехи». Кроме этого средства приносили прихожане. Всем миром собирали яйца. При кладке кирпичей для прочности в раствор добавляли яйца и известь. По воспоминаниям Анны Александровны и Мамаева Александра Николаевича, церковь была большая и красивая. Её территория была огорожена красивой ажурной чугунной изгородью. Под изгородью была кирпичная кладка. На территории церкви было кладбище, где хоронили  священников.

Сохранилась снимок 1912 года, который сделан после освящения этой церкви. На фотографии церковные служители и богатые (что жертвовали на церковь) сидят. Чиновники, учителя, почтовые служащие, крестьяне.

Рисунок 2.


Церковь состояла из двух пределов, пол выложен красивыми плитками, отопление в подвале. Тёплый воздух проникал в помещение через решётки в стенах церкви. В Музее поселения имеются две картины с изображением церквей.

Рисунок 3.

  

По свидетельству Анны Александровны одна очень похожа на церковь в Новой Майне.

Напротив церкви располагалось здание земской школы (позднее деревянная школа и Музей поселения).

Рисунок 4.

 

По воспоминаниям бабушки Л.Н. Иванушкиной (школьный психолог) Котельниковой Александры известно, что в праздничные дни Казанской Божьей Матери съезжались в Новую Майну родственники односельчан. На масленицу нарядные, празднично одетые люди устраивали народные гулянья. Праздник проходил там, где сейчас находится берёзовая роща, заложенная И.Ф. Мельниковым. На речке сжигали чучело зимы.

По воспоминаниям старожила Мамаева А.Н. его причащали в церкви 1930 году, в 1934 году она ещё стояла, но не работала.

Начиная с 1933 года началось время частичного уничтожения православной церкви и её институтов. В Самаре, Мелекессе сжигались богослужебные книги, иконы, ризы. Зверски были убиты настоятели монастырей города Самара, арестовывались и ссылались приходские священники, монахи. Уничтожали храмы.

По свидетельству А.А. Кохно, церковь в Новой Майне начали ломать примерно в 1935 году. Материалы использовали для строительства школы имени Катаева. Анна Александровна будучи двенадцатилетней девочкой тоже принимала участие в снятии колоколов, тянула за канат. После этого несколько дней лежала в постели на животе, т.к. её сильно выпорола мать. Плиты продолжали разбирать и после войны, погибли  красивые иконостасы. Одна из икон досталась бабушке Н.А. Мамаева по отцу — Надежде, но икона сгорела во время пожара. Население Новой Майны не одобряло эти разрушения. Тем, кто открыто выражал возмущение, угрожали расправой. А.А. Кохно выразила сожаление по поводу этого варварства. Она сказала, что это красивое здание можно было использовать в других целях.

По воспоминаниям старожилов, в Новой Майне было много старообрядцев. На улице Михеевка (ныне улица Гагарина) находился их молельный дом. На этом месте жильцы вновь простроенного дома в земле нашли предметы быта (большую бутыль, посуду, ложки). В селе было и другое направление староверов – кулугуры. Их отличительная особенность – иметь индивидуальную посуду для каждого члена семьи и для гостей.

О дальнейшей судьбе Иакова Константиновича Яштайкина известно следующее (В. Дмитриев. «Симбирская Голгофа. Списки убитых»).

16 ноября 1914 года за усердие Иаков Константинович Епископом Самарским и Ставропольским Михаилом рукоположен во диакона в с. Александровку 5-ого округа Николаевского уезда Самарской губернии. Здесь его застала революция.

Много мест службы сменил усердный священник. Последнее место – Калмытская Сахча.

С 22 ноября 1937 года расстрелян в г. Ульяновске, как и священник Григорий Буртасов (по 1 сентября 1913 года состоявший учителем Ново-Мелекесской церковно-приходской школы), как Епископ Мелекесский Павел Введенский (В. Дмитриев. Симбирская Голгофа.)

Таким образом, в 19 веке в начале 20 века народное просвещение в Новой Майне и Новом Церковь как институт выполняла функцию обучения, воспитания подрастающего поколения. Мелекессе осуществлялось через церковно-приходские и земскую школы. Большая часть населения исповедовала православную веру. В годы советской власти церковь и её служители понесли большие потери.

 

4. Архимандрит родом из Новой Майны.

В Новой Майне родился человек, который посвятил  себя служению церкви. Звали его Николай  Михайлович Кузьмин.

Рисунок 5.

 

 Мать его, Мария Павловна Чернова, была  родом  из Верхнего Мелекесса.

Отец, Михаил Кузьмин, был набожным человеком. Возможно, это определило судьбу его старшего сына Николая, в 1923 года рождения. Учился в Чувашской начальной школе.

Рисунок 6.


 

Отец умер рано. Мария Павловна с детьми уехала в село Сабакаево, а оттуда в город Димитровград (Проживали на улицах Самарской, Красноармейской, Мельницкой).

Примерно в 1950 годах Николай учился в Ленинградской Духовной  Семинарии. Во время учёбы приезжал с друзьями в город Димитровград.

После окончания учебного заведения получил монашеский постриг и посвятил себя восстановлению  разрушенных церквей.

Служил в Ленинградской области в городе Ладога, в городе Сомино, в селе Хворостянка Куйбышевской области. Архимандрит был простым во общении, любил рыбалку, цветы. Последнее место службы - Чувашия Комсомольский район, село Луцкое. 20 сентября 1991 года был похоронен возле церкви. Информация получена со слов Елифанкиной Людмилы Сергеевны.

 

 

5. Возрождение храмов.

В 90-е годы начинается возрождение храмов, люди всё чаще стали обращаться к Богу за помощью, в надежде найти в нём утешителя и опору жизни. В Новой Майне было принято решение о строительстве церкви.

Рисунок 7.

 

В 1992 году было списано с баланса посёлка  и в 1994 году передано в распоряжение приходского совета. Храм находится в бывшем купеческом доме Лепёшкина (местного богатея), построенного в 1895 году. В годы советской власти здание использовалось как школа, а затем как больница.

28 апреля 1996 года храм освящён архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом и с 1996 года в нем совершаются богослужения.

Храм восстанавливали всем миром. Активным помощником в возрождении церкви стала Конюхова Тамара Фёдоровна. Она сама лично собирала картофель с населения, продавала его на рынке, а деньги шли на строительство. Однажды житель Щербаковки ей показал икону, сгоревшую на пожаре. Тамара Фёдоровна взяла её, сняла с неё копоть, сажу, отреставрировала с глины и папье-маше. На иконе проступил лик Евангелие. Сейчас эта икона находится у Тамары Фёдоровны дома.

Сегодня церковь в жизни посёлка играет большую роль. В течение многих лет в трапезной при храме питаются дети из неблагополучных семей. В настоящее время при церкви создана Воскресная школа, в которой уделяют большое внимание духовному развитию детей.

И хочется верить, что в сегодня в России, где отсутствует государственная целенаправленная программа по воспитанию подрастающего поколения, церковь внесёт свой вклад в воспитание молодёжи.

 

Заключение.

Православные храмы с самого начала христианства на Руси являлись истинным училищем благочестия и гражданственности, в котором подрастающее поколение черпали всё доброе и полезное, как для спасения души, так и для жизни семейной, общественной, государственной.

Приходской храм для православного человека всегда был и будет заветною святыней. С ним связаны самые радостные и самые торжественные минуты его жизни. Всё святое и умилительное в жизни самого бедного и самого богатого из прихожан связано с Храмом Божьим. Отсюда крепкая любовь человека к приходскому храму, составляющая самую высокую поэзию народной жизни, без которой жизнь эта потеряла бы свою прелесть и устойчивость.

Вот почему необходимо принять все меры, чтобы вокруг православного храма развивалась приходская жизнь в том направлении, в котором указывает устав и учение нашей церкви.

 

 

Источники информации.

·Д. Дмитриев. Симбирская Голгофа. Списки убитых.

·Информация из интернета.

·Архивные данные Музея поселения.

·Воспоминания старожилов посёлка Кохно А.А., Мамаева А.Н., Конюховой Т.Ф.

·Архивные данные. Самарская губерния: день за днём. 1891-1895 гг.


Назад к списку